ХиТаС on-line (chitas) wrote,
ХиТаС on-line
chitas

  • Music:

1 хешвана 5767 г. второй день недели


Недельная глава Торы с комментарием Раши (Хумаш)

Берейшит

Второй день недели

4. Вот порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Г-сподом Б-гом земли и неба.

вот (букв.: эти). О которых говорилось выше.

порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Г-сподом. Имеет целью учить тебя, что все они были сотворены в первый день. Другое объяснение: בהבראם (как) בה בראם, буквой ה сотворил Он их. Как сказано: «Через ה — י Г-сподь создал миры» [Йешаяу 26, 4],— двумя буквами Имени (буквой ה и буквой י) Он создал два мира. Здесь имеет целью учить тебя, что этот мир сотворен буквой ה, — намек на то, что спустятся зреть преисподнюю, (ибо мир) подобен букве ה, которая замкнута со всех сторон, но открыта внизу, давая дорогу для спуска [Берешит раба 12].

5. Никакого кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не слал Г-сподь Б-г на землю, и человека не было, чтобы возделывать землю.

еще не было на земле. Везде в Писании טרם означает «еще не» и не означает «прежде, раньше». От него нельзя образовать глагольную форму, говоря הטרים, как говорят הקדים, предварять от קדם, раньше, прежде. И это служит доказательством наряду с другим: «כי טרם ибо еще не боитесь» [Шмот 9, 30]. Также и этот (стих) толкуй так: (никакого кустарника полевого) еще не было на земле, когда завершилось сотворение мира в шестой день до того, как был сотворен человек. «И никакая трава полевая טרם יצמח» — еще не росла. В третий же (день), о котором сказано: «И извлекла земля», (растения) не взошли, а стояли на выходе из земли до шестого дня [Хулин 60б].

ибо дождя не слал. А почему не слал дождя? Ибо «человека не было, чтобы возделывать землю», — не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился (на свет) Адам и понял, что они необходимы миру, он стал молить о них, и пошли (дожди), и выросли деревья и зеленая растительность.

Г-сподь Б-г. ה — Имя Его. אלקים (означает), что Он Властелин и Судья над всем. И таково прямое толкование везде: Г-сподь, Который есть Б-г (Властелин и Судья).

6. И пар поднялся с земли и пропитал всю поверхность земную.

и пар поднялся. Относится к сотворению человека: повелел бездне подняться и пропитал облака (водой), чтобы увлажнить прах, и был сотворен человек. Подобно тому, как месильщик наливает воду, а затем месит тесто, так и здесь: «пропитал», а затем «образовал».

7. И сформировал Г-сподь Б-г человека — прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом.

и сформировал (образовал). (Две буквы «юд» в וייצר указывают на) два формирования — одно для этого мира, а другое для восстания из мертвых. Что же касается животных, которые не предстанут пред Судом, ויצר [2, 19] не написано с двумя «юд» [Берешит раба 14].

прах с земли. Он собрал прах для него (для образования человека) со всей земли, с четырех концов, чтобы, где бы он ни умер, она приняла бы его для погребения. Другое объяснение: Он взял его прах с того места, о котором сказано: «Жертвенник земляной сделай Мне» [Шмот 20,20]. И да будет (земля) ему искуплением, чтобы он мог устоять [Берешит раба 14].

и вдохнул в ноздри ему. Он создал его из земного и небесного (букв.: из нижних и вышних): тело из земного, а душа из небесного. Поскольку в первый день были сотворены небо и земля; во второй сотворил Он свод для вышних, в третий день зримой стала суша для нижних; в четвертый день сотворил Он светила для вышних, в пятый день воскишели воды для нижних, — в шестой день надлежало создать нечто из вышних и из нижних. В противном же случае возникла бы зависть в мироздании (среди сотворенных), ибо одни превзошли бы других творением одного дня [Берешит раба 12].

живым существом (букв.: живою душой). Скот и зверь также были названы «живой душой» [1,20-21-24], но (душа) человеческая живее всех, поскольку он (человек) наделен рассудком и речью (сверх того, что присуще другому живому существу).

8. И насадил Г-сподь Б-г сад в Эдене, с востока, я поместил туда человека, которого сформировал.

с востока. На востоке Эдена посадил Он сад. Если же скажешь, что ведь уже написано: «И сотворил человека... » [1,27], то я видел Брайту рабби Элиэзера, сына рабби Йосе Галилейского, с тридцатью двумя правилами толкования Торы. И вот одно из них: если за общим (положением) следует описание, оно является конкретизацией первого. «И сотворил человека» — это общее, где умалчивается о том, из чего Он сотворил его, и умалчивается о действиях. Далее имеется возвращение (к сказанному) и разъясняется: и сформировал Г-сподь Б-г человека,.. и произрастил Он для него сад Эденский,.. и поместил его в саду Эденском,.. и навел Он сон на него... Тот, кто слышит, может решить, что пред ним описание другое, на самом же деле это конкретизация предыдущего (вышесказанного). Имеется также возвращение (к сказанному выше) о животных: «и сформировал Г-сподь из земли всякого зверя полевого», чтобы разъяснить «и привел Он их к человеку»дать им имя; а (также) чтобы указать, что птицы были сотворены из смеси воды с землей (см. толкование к 2, 19).

9. И произрастил Г-сподь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и древо жизни среди сада, и древо познания добра и зла.

и произрастил. Стих говорит о саде (т. е. произрастил из земли в саду).

среди сада. В середине, в центре.

10. И поток выходят из Эдена, чтобы орошать сад, а оттуда разделяется он на четыре главных (течения).

11. Имя одного — Пишон, он обтекает всю землю Хавила, где золото.

Пишон. Это Нил, поток Мицраима. Назван Пишоном, потому что воды его прибывают, поднимаются и орошают землю. Подобно ופשו, и многочисленны конники его» [Хавакук 1, 8]. Другое объяснение: Пишон, потому что (там) выращивают лен (פשתן) [Берешит раба 16]. Как сказано о Мицраиме: «И будут посрамлены обрабатывающие лен» [Йешаяу 19, 9]

12. А золото той земли хорошее; там хрусталь самородный и камень оникс.

13. А имя второго потока — Гихон, он обтекает всю землю Куш.

Гихон. (Назван так), потому что нес свои воды с ревом, и рев его был чрезвычайно могуч. Подобно כי יגח, если забодает» [Шмот 21, 28], потому что бодающий бросается с ревом (на свою жертву).

14. А имя третьего потока — Хидекель, он течет к востоку Ашура; а четвертый поток — это Прат.

Хидекель. (Назван так), потому что воды его остры (חד) и легки (קל).

к востоку Ашура. (קדמת — то же, что) למזרחה, на восток Ашура.

Куш в Ашур. Они еще не существовали (как страны), и написано в стихе в виду будущего [Ктубот 10 б; Берешит раба 16].

Прат. (Назван так), потому что воды его множатся (פרה) и прибывают, и целебны они для человека.

это Прат. Самый важный из всех, (так как) о нем упоминается в связи с землей Исраэля (см. толкование к 15, 18).

15. И взял Г-сподь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его.

и взял. «Взял» его речами приятными и побудил его войти.

16. И повелел Г-сподь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть;

17. Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь.

18. И сказал Г-сподь Б-г: Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему подспору соразмерно ему.

не хорошо быть (чтобы был)... Чтобы не сказали, будто есть две власти: Святой, благословен Он, среди высших один, и нет у Него четы, а человек среди низших один, и нет у него четы [Пирке де-рабби Элиэзер 12].

подспору соразмерно ему (букв.: против него). Достоин — помощь, не достоин — против него, чтобы бороться (с ним) [Берешит раба 17].

19. И сформировал Г-сподь Б-г из земли всякое животное полевое и всякую птицу небесную, и привел к человеку, чтобы видеть, как назовет это; и как назовет человек всякое существо живое, таково имя ему.

и сформировал (образовал) из земли. Это формирование есть созидание, речь о котором шла выше: «и создал Б-г животное земное...» [1,25]. Но имеется (возвращение к сказанному) и разъясняется, что птицы сотворены из смеси воды с землей; ибо сказано ранее, что они из воды сотворены [7, 20], а здесь сказано что из земли сотворены [Хулин 27б]. И еще учит тебя здесь, что при их сотворении в тот же день Он привел их к человеку, чтобы дать им имена . А в агаде это формирование (יצירה) означает подчинение и покорение, — подобно «כי תצור, когда осаждать, завоевывать будешь город» [Дварим 20, 19] — потому что Он подчинил их (животных) руке человека [Берешит раба 17].

(букв.:) и все, что назовет человек живым существом... Измени порядок (слов в стихе) и истолкуй его так: всякое живое существо, которому человек даст имя, — таково имя его вовеки.




Псалмы Давида (Теилим)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.
В дни, когда не говорят Таханун, после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалм № 20.


(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Царь да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид).

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалм № 105.


(1) Благодарите Б-га, призывайте имя Его, возвещайте среди народов деяния Его! (2) Пойте Ему, играйте Ему, рассказывайте о всех чудесах Его. (3) Восхваляйтесь именем Его святым, да веселится сердце ищущих Б-га. (4) Вопрошайте Б-га и могущество Его, ищите лик Его постоянно. (5) Помните о чудесах Его, которые Он сотворил, о знамениях Его и правосудии уст Его, (6) [вы], потомки Авраама, раба Его, сыны Яакова, избранники Его. (7) Он — Б-г, Всесильный наш, — на всей земле правосудие Его. (8) Помнит Он вовек союз Свой — слово, завещанное на тысячу поколений, — (9) который заключил Он с Авраамом, — клятву Свою Ицхаку, (10) установил его для Яакова законом, для Израиля — вечным союзом, (11) говоря: «Тебе отдам Я Страну Кнаан, удел наследия вашего». (12) Когда они еще были малочисленны, едва пришельцами в [стране той], (13) и переходили от народа к народу, из [одного] царства к иному племени, (14) Он никому не позволял притеснять их, наказывал за них царей1: (15) «Не трогайте помазанников Моих, пророкам Моим не делайте зла!». (16) Голод призвал Он на землю, всякую хлебную опору2 сокрушил. (17) Послал перед ними человека: в рабство был продан Йосеф. (18) Цепями сковали ноги его, в железо вошла душа его, (19) до тех пор, пока не исполнилось слово Его, речь Б-га испытала его. (20) Послал царь, его расковали, повелитель народов кандалы с него снял. (21) Поставил его господином над домом своим, правителем над всем имуществом своим, (22) чтобы вельможи его были привязаны к душе его3, старцы его учились мудрости у него. (23) Тогда пришел Израиль в Египет, Яаков был пришельцем в стране Хама4. (24) И весьма размножил Он народ Свой, сделал его сильнее врагов его. (25) Обратил их сердце ненавидеть народ Его, строить козни против рабов Своих. (26) Послал Он Моше, раба Своего, Аарона, которого избрал. (27) Они представили им слова знамений Его, чудеса в стране Хама. (28) Наслал Он мрак и сделалось темно — не противились [казни] слову Его. (29) Обратил Он воды их в кровь, рыбу их умертвил. (30) Закишела земля их жабами, [которые вошли] в покои царей их. (31) Он повелел — и нахлынуло смешение5, мошкара — во всем краю их. (32) Вместо дождя послал на них град, огонь разгорающийся — на землю их. (33) Побил виноград и смоковницы их, поломал деревья в краю их. (34) Повелел — и нахлынула саранча, акриды — без числа. (35) Пожрали всю траву в стране их, сожрали плоды земли их. (36) И поразил каждого первенца в стране их, начатки сил всех их. (37) И вывел [сынов Израиля] с серебром и золотом, не было среди колен их падшего. (38) Радовался Египет исходу их, ибо страх пред ними объял его. (39) Простер Он облако завесой, огонь — чтобы светить ночью. (40) Просил [Израиль] — Он привел перепелов, хлебом с неба насытил их. (41) Разверз Он скалу — потекли воды, потекли рекою по местам иссохшим, (42) ибо помнил Он слово святое Свое Аврааму, рабу Своему. (43) И вывел народ Свой в ликовании, в песнопении — избранников Своих. (44) Отдал Он им земли народов, добро племен унаследовали, (45) — чтобы соблюдали уставы Его, учения Его хранили. Славьте Б-га!

1 Фараона и Авимелеха за Сару, жену Авраама (Раши).

2 Хлеб — опора жизни. Эту опору Он сокрушил, чтобы осуществить Свой план: переселить сынов Израиля в Египет, как об этом говорится в следующих стихах (Мецудат Давид, Раши).

3 Образное выражение любви и душевной привязанности вельмож фараона к Йосефу (Раши).

4 Хам — отец Египта. Египет иногда называется «страной Хама» (Мецудат Давид).

5 Смешение хищных зверей — четвертая из казней египетских (Радак).


Чтение Псалмов на сегодня:

Псалм № 1.


(1) Счастлив человек, который не следовал совету злодеев, и на пути грешников не стоял, и в обществе насмешников не сидел. (2) Только к Закону Б-га влечение его, об учении своем1 думает он днем и ночью. (3) И будет он, словно дерево, посаженное у протоков вод, которое плод свой приносит во время свое и лист которого не вянет. И во всем, что он будет делать, — преуспеет. (4) Не так — злодеи, подобны они мякине, уносимой ветром. (5) Потому не устоят злодеи на суде, грешники — в собрании праведников. (6) Ибо знает Б-г пути праведников2, а путь злодеев пропадет.

1 Сначала Тора называется «Законом Б-га», но когда человек усердно занимается Торой, открывая в ней новые законы, она становится его учением (Раши).
2 Всевышний опекает праведников.

Псалм № 2.


(1) Зачем возмущаются народы и племена замышляют тщетное?1 (2) Восстали цари земли, а князья совещаются вместе — против Б-га и против помазанника Его: (3) «Расторгнем узы их, свергнем с себя оковы их!». (4) Сидящий в небесах смеется, Б-г насмехается над ними. (5) Тогда заговорит Он с ними в гневе Своем и в ярости Своей приведет их в смятение: (6) «Ведь это Я поставил царя Моего над Сионом, святой горой Моей!» (7) Возвещу устав: «Б-г сказал мне: „Ты — сын Мой. Сегодня Я родил тебя2. (8) Проси у Меня, и Я отдам народы в наследие тебе и во владение тебе — пределы земли. (9) Ты сокрушишь их жезлом железным, как сосуд горшечника разобьешь их“». (10) Теперь же, цари, образумьтесь! Внимайте назиданию, судьи земли! (11) Служите Б-гу в страхе и ликуйте [пред Ним] в трепете. (12) Жаждите чистоты [сердца], чтобы не прогневался Он и чтобы не погибнуть вам в пути, когда гнев Его возгорится внезапно. Счастливы все уповающие на Него.

1 Мудрецы наши говорят, что в этой главе идет речь о Мошиахе, но согласно контексту правильнее будет сказать, что речь идет о событии, связанном с самим Давидом, в соответствии со сказанным: «И услышали филистимляне, что помазали Давида на царство над Израилем, и пришли все филистимляне, чтобы убить [его]...» (Шмуэль II, 5:17). И Давид нанес им поражение (Раши).
2 «Ты — сын Мой. Тебя Я поставил царем над Израилем, который называется в Торе „Моим первенцем“ (Шмот, 4:22). Благодаря тебе они сохранятся, как написано: „Так сказал Б-г: ’Через Давида Я принесу спасение народу Моему, Израилю’“ (Шмуэль II, 3:18). Поэтому и ты считаешься Моим сыном, ибо весь Израиль зависит от тебя». «Я сегодня родил тебя» — «в день, когда ты был помазан на царство над Израилем, ты стал Мне дорог, как сын» (Раши).

Псалм № 3.


(1) Песнь Давида, когда он бежал от Авшалома, сына своего. (2) Б-г! Как умножились враги мои! Многие восстают на меня. (3) Многие говорят о душе моей: «Нет ему спасения во Всесильном, вовек». (4) Но Ты, Б-г, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. (5) Голосом моим взываю к Б-гу — Он отвечает мне со святой горы Своей. (6) Ложусь я, сплю и просыпаюсь, ибо Б-г защищает меня. (7) Не убоюсь я множества народа, который со всех сторон ополчился на меня. (8) Восстань, о Б-г! Спаси меня, Всесильный мой! Ибо Ты бьешь по щеке всех врагов моих, сокрушаешь зубы злодеев. (9) От Б-га спасение. Над народом Твоим благословение Твое вовек.

Псалм № 4.


(1) Руководителю [музыкантов] на негинот1. [Песнь] Давида. (2) Когда взываю я, услышь меня, Б-г правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою! (3) Сыны человеческие! Доколе слава моя будет в поругании? Доколе честь мою позорить, тщету любить будете и искать лжи вечно? (4) И знайте, что Б-г отделил для Себя благочестивого, Б-г слышит, когда я взываю к Нему. (5) Трепещите, и вы не согрешите, говорите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь всегда; (6) приносите жертвы правды и уповайте на Б-га. (7) Многие говорят: «Кто покажет нам благо?». Возведи над нами свет лика Твоего, о Б-г! (8) Ты в сердце мое вложил веселье в то время, как у них умножились хлеб и вино. (9) В спокойствии я ложусь и сразу засыпаю, ибо Ты, Б-г, Сам даешь мне жить в безопасности.

1 Негинот — музыкальный инструмент.

Псалм № 5.


(1) Руководителю [музыкантов] на нехилот1. Песнь Давида. (2) Слова мои услышь, о Б-г, пойми помышления мои! (3) Внемли воплю моему, царь мой и Всесильный мой, ибо к Тебе обращаю я молитвы мои. (4) Б-г! Поутру услышь голос мой — поутру я предстану пред Тобою и буду ожидать, (5) ибо Ты не Б-г, Который желает злодеяния, зло с Тобою не уживется. (6) Нечестивцы не предстанут пред глазами Твоими. Ты ненавидишь всех творящих беззаконие. (7) Ты погубишь говорящих ложь, кровожадного и коварного гнушается Б-г. (8) А я, по великому милосердию Твоему, войду в Дом Твой, поклонюсь святому Храму Твоему в страхе пред Тобой. (9) Б-г! Направляй меня в правде Твоей вопреки ненавистникам моим, уровняй предо мною путь Твой. (10) Ибо нет в устах их истины: нутро их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят. (11) Осуди их, Всесильный, да падут они от замыслов своих; за множество злодеяний их отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. (12) И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им, и веселы будут Тобою любящие имя Твое. (13) Ибо Ты благословляешь праведника, Б-г, благоволением, как щитом, окружаешь его.

1 Нехилот — от слова «нахиль» («пчелиный рой»). Музыкальный духовой инструмент, звук которого напоминает жужжание пчел. Согласно другой интерпретации, здесь подразумевается не музыкальный инструмент, а наступление вражеских полчищ, и эту молитву Давид возносит за весь Израиль (Раши).

Псалм № 6.


(1) Руководителю [музыкантов] на негинот. Песнь Давида. (2) Б-г! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня. (3) Помилуй меня, Б-г, ибо я немощен! Исцели меня, Б-г, ибо кости мои содрогаются (4) и душа моя потрясена чрезвычайно! А Ты, Б-г, доколе? (5) Обратись, Б-г, избавь душу мою, спаси меня ради милосердия Твоего! (6) Ибо в смерти нет памятования о Тебе, в могиле кто будет славить Тебя? (7) Утомлен я в стенании своем: каждую ночь ложе мое омываю я, влажной становится постель моя от слез. (8) Потускнели от печали глаза мои, состарились от всех бедствий моих. (9) Удалитесь от меня, все творящие беззаконие, ибо услышал Б-г плач мой, (10) услышал Б-г мольбу мою, Б-г примет молитву мою. (11) Пристыжены и поражены будут сильно все враги мои, возвратятся они и устыдятся мгновенно1.

1 «Тогда, будучи поражены увиденным, они возвратятся и будут просить мира, и я им прощу все, что они сделали со мною, так что они будут пристыжены, но только на короткое время, на мгновение» (Мецудат Давид).

Псалм № 7.


(1) Песнь раскаяния Давида, которую воспел он Б-гу о Куше1, из колена Биньямина. (2) Б-г, Всесильный мой! На Тебя я уповаю: спаси меня от всех преследователей моих и избавь меня! (3) Дабы не растерзал он, словно лев, души моей, — он сокрушает, и нет спасающего. (4) Б-г, Всесильный мой! Если я сделал это, если есть несправедливость в руках моих: (5) заплатил ли я злом тому, кто был со мною в мире, когда спас того, кто без причины стал моим врагом2, — (6) то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, славу мою повергнет в прах навсегда. (7) Восстань, о Б-г, в гневе Твоем! Поднимись яростно против врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал. (8) И если община народов окружит Тебя, возвратись ввысь над ними3. (9) Б-г судит народы. Суди меня, о Б-г, по правде моей и по непорочности моей во мне. (10) Зло нечестивых истребит, а праведника подкрепи, [ведь] Ты испытываешь сердца и почки, Всесильный — праведник! (11) Щит мой у Всесильного, [Который] спасает прямых сердцем. (12) Всесильный судит праведника, Б-г строго взыскивает каждый день4. (13) Если [грешник] не раскаивается, Он меч Свой изощряет, лук Свой напрягает и направляет его, (14) приготовляет для него орудия смерти, стрелы Свои делает для преследователей5. (15) Вот, [нечестивый] зачал кривду, был чреват беззаконием и породил ложь, (16) рыл яму, и выкопал ее, упал в могилу, которую приготовил: (17) злодеяние его обратится на его голову, на его темя беззаконие опустится. (18) Восхвалю я Б-га по правде Его, воспою имя Б-га Всевышнего.

1 Куш, куши — так в Священном Писании называются негры, отличающиеся темным цветом кожи. Здесь иносказательно подразумевается царь Шауль, отличившийся своими благородными делами. Шауль был из колена Биньямина. В этой песне Давид раскаивается в одном из своих поступков по отношению к нему (Мецудат Давид, Раши).
2 Когда Шауль, преследуя Давида, настиг его в горах, Давид, найдя уставших от дороги Шауля и его свиту спящими, отрезал край одежды Шауля. Этим Давид показал Шаулю, что не замышляет против него ничего плохого, — ведь он мог его убить. Здесь Давид спрашивает, для чего он отрезал кусок одежды у Шауля: чтобы опозорить его или чтобы доказать, что он не замышляет его убить, как подозревает Шауль (Мецудат Давид).

3 Если сообщество народов — филистимляне, амонитяне и моавитяне — обступят Тебя с молитвой помочь им (в войне против народа Твоего, Израиля), то, возвысившись над ними, отойди от них (Мецудат Давид).

4 Судит по справедливости праведника, спасая его от коварства злодеев, и строго взыскивает со злодеев (Мецудат Давид).
5 Все орудия смерти, которые злодей готовит праведнику, Всевышний обратит против него самого (Мецудат Давид).

Псалм № 8.


(1) Руководителю [музыкантов], на гитит1. Песнь Давида. (2) Б-г, Г-сподь наш! Как могущественно имя Твое по всей земле! Ты, Который славу Свою простер над небесами! (3) Из уст младенцев и грудных детей Ты утвердил крепость перед врагами Твоими, чтобы остановить врага и мстителя. (4) Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих — на луну и звезды, которые Ты установил, -(5) что есть человек, что Ты помнишь его, сын человеческий, что Ты посещаешь его? (6) Немного умалил Ты его перед ангелами: славой и честью увенчал его, (7) сделал его владыкой над творениями рук Твоих, все положил Ты под ноги его: (8) овец и волов всех, также и животных полевых, (9) птиц небесных и рыб морских, — проходит он стезями морскими. (10) Б-г, Г-сподь наш! Как могущественно имя Твое по всей земле!

1 Гитит — струнный инструмент. Свое название получил от города Гат (Мецудат Давид, Раши).

Псалм № 9.


(1) Руководителю [музыкантов]. На смерть Лабена. Песнь Давида. (2) Восславлю я Б-га всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. (3) Буду радоваться и торжествовать о Тебе, воспевать имя Твое, Всевышний. (4) Когда враги мои обращены назад, [когда] преткнутся и исчезнут от лика Твоего, (5) ибо Ты творил правосудие мое и суд мой; Ты воссел на престоле, Судья правды. (6) Ты вознегодовал на народы, погубил злодея, имя его изгладил на веки веков. (7) Враг! [Твои] разрушенные [места] обречены навсегда, города, которые Ты покинул, — их память погибла с ними. (8) Но Б-г пребывает вовек, престол Его уготован для правосудия. (9) Он вселенную судить будет по правде, совершит суд над народами по справедливости. (10) И будет Б-г крепостью для угнетенного, крепостью в часы бедствия; (11) и будут надеяться на Тебя знающие имя Твое, ибо Ты не оставил ищущих Тебя, о Б-г. (12) Пойте Б-гу, пребывающему в Сионе, возвещайте между народами дела Его, (13) ибо Он взыскивает за кровь, помнит ее, не забывает вопля смиренных. (14) Помилуй меня, о Б-г, воззри на страдание мое от ненавидящих меня — [Ты], возносящий меня от врат смерти, (15) дабы я возвещал все славословия Твои во вратах дочери Сиона: буду радоваться в спасении Твоем. (16) Язычники потонули в яме, которую выкопали; в той самой сети, которую они прятали, запуталась нога их. (17) Познается Б-г по правосудию, которое Он творит: когда злодей попадает в ловушку, его же руками сотворенную, об этом говорится всегда. (18) Злодеи в ад возвратятся — народы все, забывающие Всесильного. (19) Ибо не вовек забыт будет нищий, надежда бедных не навсегда потеряна. (20) Восстань, о Б-г, да не возобладает человек, народы будут судимы пред ликом Твоим. (21) Наведи, Б-г, страх на них; пусть знают народы, что [всего лишь] люди они.</small>

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту.
Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.





Тания
Книга Тания приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

1 Хешвана

В противоположность десяти сфирот сферы святости Всевышнего существуют десять «корон духовной скверны»; из них образуются души язычников, состоящие из десяти элементов, аналогичных этим «коронам». Наш мир узнал о духовной подоплеке господства в нем зла из написанного в «Книге о реинкарнации» о стихе «...Когда человек властвует над человеком во вред ему». По словам ее автора, в этом стихе содержится тайна пребывания Шхины в изгнании, в среде «клипот»: она должна вызвать их к жизни и дать им власть над добром в период, когда еврейский народ находится в изгнании. Прежде всего власть одного человека над другим вредит самому властителю, ибо пребывающая в изгнании Шхина лишает сферу зла даже тех искр святости, которые были приданы этой сфере изначально; лишившись их полностью, зло вообще исчезнет, и духовный прообраз злого властителя, питающий его жизненной энергией, перестанет существовать. Язычники господствовали над евреями, так как души идолопоклонников образуются из «клипот», в которых воплотилась Шхина, находящаяся среди них в изгнании. И хотя эта тайна нуждается в более обстоятельном объяснении и еще предстоит осмыслить, почему и с какой целью Всевышний предназначил мирозданию такую судьбу, — истина именно такова. Следует отметить также, что «клипот» и, соответственно, язычники получают жизненную энергию и питание лишь от отраженного луча света, спускающегося к ним от аспектов святости, противоположных Высшему лику, — все это Творец посылает им подобно человеку, который вынужден передать что-либо своему врагу, но, не желая видеть его, не оборачивается и бросает этот предмет через плечо. И даже та толика Божественного, которую они получают, проходит на своем пути многочисленные этапы сильной редукции и преодолевает множество «завес», пока не воплощается в реалии этого мира, становясь для язычников рогом изобилия и наделяя их богатством, почетом и всем, что приносит удовольствие. Евреи же получают жизненную энергию и питание от Высшего лика, как написано: «Явит тебе Г-сподь светлый лик Свой...», — каждый в соответствии с уровнем его души, источник которой — в высотах высот.




Календарь «День за днем» (а-Йом йом)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 1 Хешвана

Во время молитвы Минха, а также в понедельник и четверг, идущие к нам на благо, вызывая к Торе Исроэйля, читают в Торе отрывок, начинающийся со стиха «И явился Всевышний Аврааму...»

Ребе Шолом-Дов-Бер сказал одному из пришедших к нему на личную аудиенцию: «С тех пор, как Святой, благословен Он, сказал Аврааму, отцу нашему: „Выйди из земли своей...“ — и написано: „И отправился Аврам. продвигаясь на юг“, — началась таинственная переборка и очищение этого мира. И, согласно тому, как постановило Божественное Провидение, человек отправляется туда, где находятся искры Божественности, которые нуждаются в том и ожидают того, чтобы быть перебранными и вызволенными им.

Праведники, обладающие особым зрением, видят, в каком месте их ожидает работа по переборке мира, и отправляются туда сами. Простым же людям Причина всех причин создает повод для того, чтобы они пришли в то место, где возложена на них работа по переборке мира».




Рамбам, «Книга заповедей»
В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 77

212-я заповедь «делай» — повеление плодиться и размножаться ради поддержания человеческого рода. И это заповедь «пиръя вэривъя» (заповедь «производства потомства»). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Берешит 9:7).

И разъяснили мудрецы (Брахот 16а), что жених, взявший в жены девственницу, не обязан читать «Слушай, Израиль» в вечер свадьбы, поскольку он «занят выполнением заповеди» (согласно существующему принципу: «тот, кто занят выполнением одной заповеди, освобожден от одновременного выполнения других заповедей». Итак, очевидно, что произведение потомства — заповедь Торы).

Законы и обязанности, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Йевамот (61-66а). Женщины не обязаны выполнять эту заповедь, ведь ясно сказано там (656): «Мужчине заповедано плодиться и размножаться, но не женщине».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments